Вт, 20 ноября 2018
Экстремальные ситуации и проведение искусственного дыхания младенцам и детям

Экстремальные ситуации и проведение искусственного дыхания младенцам и детям

Экстремальные ситуации и проведение искусственного дыхания младенцам и детям. 
Самое страшное для родителей – видеть, что ребенок оказался в смертельной опасности. В настоящей статье описаны общие принципы, позволяющие своевременно распознать риск для жизни, - для того, чтобы его предотвратить или оказать первую помощь в том случае, если это не удалось.

Чаще всего жизнь детей подвергается опасности дома, в саду, в школе или на игровой площадке, но не в поликлинике или больнице, и, разумеется, до того как пострадавшему оказывается профессиональная помощь, проходит немало времени. Однако во многих случаях судьба ребенка зависит от оказания помощи – или ее отсутствия – в течение первых минут после несчастного случая

Больше всего детей гибнет именно в результате несчастных случаев, которые нередко можно предотвратить, – по крайней мере, уменьшить их последствия можно практически всегда. Профилактика несчастных случаев весьма эффективна – правда, она требует от родителей бдительности в отношении факторов риска, каковые следует устранять, а также в отношении детей и предусматривает применение специальных средств вроде пристегивания детей в автомобиле и использования сидений безопасности.

 

Я до сих пор не могу забыть три случая, которыми мне довелось заниматься более десяти лет назад.

В первом случае отец с четырехлетней дочерью отправился в поездку по прилегающему к дому району. Пристегнута ремнем безопасности девочка не была и в результате полученного при аварии – пусть даже произошедшей на небольшой скорости – перелома шейных позвонков оказалась полностью парализованной. Когда ребенка доставили в больницу, сделать что-либо было уже практически невозможно.

Во втором случае с родителями ехали три девочки – они сидели на заднем сиденье и пристегнуты опять-таки не были. Случилась авария, при которой машина перевернулась, - родители почти не пострадали, а два ребенка выпали из окна и, придавленные автомобилем, погибли.

В третьем случае мать посадила свою полуторагодовалую дочь в ванну и, привлеченная криками других детей, на минуту отлучилась. А по возвращении увидела девочку бездыханной на дне ванны. Прибывшие по вызову сотрудники скорой помощи сумели привести ребенка в чувство, однако нервной системе девочки был причинен значительный ущерб, и она утратила возможность общаться с окружающими.

Принципиальное отличие проведения искусственного дыхания детям от подобной процедуры, применяемой к взрослым, состоит в прекращении у ребенка дыхания с последующим прекращением сердечной деятельности. Если начать делать искусственное дыхание, когда ребенок не дышит, но сердце его работает, шансы на благоприятный исход превышают 70%, а если сердце уже остановилось, то вероятность спасения составляет не более 5%. Однако и в том, и в другом случае знание окружающими основных методов проведения искусственного дыхания и применение их на практике существенно увеличивают шансы пострадавшего на выживание и на сведение к минимуму или даже предотвращение ущерба нервной системе.

Причины остановки дыхания и сердечной деятельности у детей

Наиболее распространенная причина внезапной смерти взрослого человека – остановка сердца, возникающий вследствие нарушения сердечного ритма, что в большинстве случаев обусловлено сужением питающих сердце кровью коронарных артерий. А у детей работа сердца чаще всего нарушается в результате ранения или болезни, вызывающей нарушение дыхания либо кровообращения. Что нередко способствуют прекращению дыхания и остановке сердца. Вот почему крайне важны своевременная диагностика и оказание необходимой помощи, еще до того, как ребенок попал в беду.

Восстановление дыхания и сердечной деятельности у детей в возрасте до года

1.Проверка сознания. Прежде всего, установите, в сознании ли пострадавший, - для этого следует потереть ребенку спину или слегка по ней похлопать; при отсутствии реакции уложите пострадавшего на спину и освободите грудную клетку от одежды.

 

 

2.Обеспечение доступа воздуха. Приподнимите ребенку подбородок, удерживая голову слегка откинутой назад, или – при подозрении на травму головы или шеи – просто выдвиньте пострадавшему челюсть.

3.Проверка дыхания. Приложите ухо ко рту ребенка, одновременно наблюдая за грудной клеткой, и в течение 5 секунд попытайтесь определить наличие – или отсутствие – характерных для дыхания движений.

4.Искусственное дыхание. Если ребенок самостоятельно не дышит, удерживайте его голову так, как описано в п. 2 (см. фото), накройте своим ртом рот и нос пострадавшего и проделайте два сильных выдоха, каждый продолжительностью в секунду. Если при этом грудная клетка пострадавшего не поднимается, слегка поменяйте положение его головы и повторите процедуру.

5.Проверка пульса. Опытный человек может проверить наличие у ребенка пульса, хотя это довольно сложно; если же вы не обладаете подобными навыками, определите, проявляет ли пострадавший признаки жизни, - нет ли характерных для дыхания движений, звуков и не двигает ли он руками или ногами.

6.Массаж сердца. При отсутствии пульса и других признаков жизни, приступайте к массажу сердца. Поместите два пальца на центральную часть грудины под воображаемой линией, соединяющей соски (см. фото), и 5 раз в течение 3 секунд надавите до глубины в 1,5-2 см. Очень важно, чтобы нажатие было резким, ровным и ритмичным, а пальцы находились на указанных местах.

7.Порядок действий. Сочетать искусственное дыхание с массажем сердца следует следующим образом: после каждой попытки сделать искусственное дыхание 5 раз нажимайте на грудную клетку – и так 10 раз. Переключаясь с одного действия на другое, обращайте внимание на положение головы ребенка и на место проведения массажа. Повторив вышеупомянутые действия десять раз, следует сделать паузу на несколько секунд и проверить, не появился ли пульс и другие признаки жизни. Если состояние ребенка не изменилось, следует продолжать делать искусственное дыхание и массаж сердца вплоть до прибытия профессиональной помощи.

8.Вызов помощи. Попросите окружающих вызвать скорую помощь, набрав 101 по любому телефону. Если же вы находитесь один на один с пострадавшим, громко позовите на помощь и немедленно приступайте к искусственному дыханию и массажу сердца, а через минуту вызовите скорую помощь самостоятельно, пусть даже это потребует временного прекращения оказания помощи ребенку.

Восстановление дыхания и сердечной деятельности у детей в возрасте от года до восьми лет

1. Проверка сознания. Прежде всего, установите, в сознании ли пострадавший, - для этого следует назвать ребенка по имени, уложить пострадавшего на спину и освободить грудную клетку от одежды.

2. Обеспечение доступа воздуха. Приподнимите ребенку подбородок, удерживая голову слегка откинутой назад, или – при подозрении на травму головы или шеи – просто выдвиньте пострадавшему челюсть.

3. Проверка дыхания. Приложите ухо ко рту ребенка, одновременно наблюдая за грудной клеткой, и в течение 5 секунд попытайтесь определить наличие – или отсутствие – характерных для дыхания движений.

4. Искусственное дыхание. Если ребенок самостоятельно не дышит, удерживайте его голову так, как описано в п. 2 (см. фото), накройте своим ртом рот и нос пострадавшего, при помощи большого и указательного пальцев зажмите ему нос и проделайте два сильных выдоха, каждый продолжительностью в секунду. Если при этом грудная клетка пострадавшего не поднимается, слегка поменяйте положение его головы и повторите 
процедуру.

5. Проверка пульса. Опытный человек может проверить наличие у ребенка пульса, хотя это довольно сложно; если же вы не обладаете подобными навыками, определите, проявляет ли пострадавший признаки жизни, - нет ли характерных для дыхания движений, звуков и не двигает ли он руками или ногами.

6. Массаж сердца. При отсутствии пульса и других признаков жизни, приступайте к массажу сердца. Поместите ладонь над нижней частью грудины и 5 раз в течение 4 секунд надавите до глубины в 2,5-4 см, при этом ваши плечи должны располагаться над руками ребенка. Очень важно, чтобы нажатие было резким, ровным и ритмичным, а ладонь находилась в указанном месте.

7. Порядок действий. Сочетать искусственное дыхание с массажем сердца следует следующим образом: после каждой попытки сделать искусственное дыхание 5 раз нажимайте на грудную клетку – и так 10 раз. Переключаясь с одного действия на другое, обращайте внимание на положение головы ребенка и на место проведения массажа. Повторив вышеупомянутые действия десять раз, следует сделать паузу на несколько секунд и проверить, не появился ли пульс и другие признаки жизни. Если состояние ребенка не изменилось, следует продолжать делать искусственное дыхание и массаж сердца вплоть до прибытия профессиональной помощи.

8. Вызов помощи. Попросите окружающих вызвать скорую помощь, набрав 101 по любому телефону. Если же вы находитесь один на один с пострадавшим, громко позовите на помощь и немедленно приступайте к искусственному дыханию и массажу сердца, а через минуту вызовите скорую помощь самостоятельно, пусть даже это потребует временного прекращения оказания помощи ребенку.

 

 

Наиболее распространенные экстремальные ситуации

Смерть в колыбели

Так называемый синдром смерти в колыбели – наиболее распространенная причина смерти детей в возрасте от месяца до года. Здорового ребенка неожиданно, без очевидной причины находят бездыханным – чаще всего это происходит ночью. Как и во многих других педиатрических случаях, уменьшить риск можно посредством профилактических мер.

Росту риска смерти ребенка в колыбели способствуют курение в помещении, укрывание малыша тяжелыми одеялами и укладывание его на слишком мягкие матрасы, а также перегрев. Немаловажную роль играет и то, как младенец лежит: уложив его на спинку, вы снизите опасность вдвое. Малыша можно уложить и на бок с использованием специальной опоры – хотя это и менее предпочтительно, нежели на спину, - но не на живот.

Синдром, о котором идет речь, - прекрасный пример эффективности профилактической медицины. В тех странах, где родители в обязательном порядке проходят инструктаж по наилучшему способу укладывания ребенка, число гибели малышей в колыбели снизилось вдвое.

Удушье

Удушью в наибольшей степени подвержены дети в возрасте от полугода до пяти лет. Профилактика подобного рода несчастных случаев заключается в недопущении малышей к мелким предметам – таким, как части игрушек, виноград, орехи, семечки, а также сосиски. Пищу ребенку следует давать разрезанной на кусочки, форма и размер которых оставляет доступ воздуху.

Удушье бывает двух видов – полное и частичное. В первом случае ребенок способен нормально дышать – следует позволить ему откашляться, а затем вызвать скорую помощь, но не хлопать пострадавшего по спине и не надавливать на грудную клетку, поскольку такие действия могут привести к тому, что попавшее в дыхательные пути инородное тело полностью перекроет доступ воздуху. При полном (или почти полном) прекращении доступа воздуха необходимо действовать без промедления – не пытаясь извлечь инородное тело вслепую при помощи пальцев, нужно предпринять следующее:

а) ребенка в возрасте до года держать лицом книзу, взяв за челюсть, - так, чтобы его голова находилась ниже тела, - упереться локтем в бедро и нижней частью кисти 5 раз энергично похлопать пострадавшего между лопатками; при отсутствии улучшения перевернуть ребенка, уложить его на спину и, опираясь на колено, 5 раз быстро нажать на грудную клетку, как при массаже сердца; продолжать нажимать до удаления инородного тела;

б) ребенка старше года повернуть к себе спиной в положении стоя, обхватить его, просунув руки под мышки, и поместить кулак у него под грудиной, а затем, взявшись свободной рукой за кулак, несколько раз быстро нажать по направлению вверх, - но, во избежание травм, не на край грудины и не на нижние ребра; продолжать до выхода инородного тела или пока ребенок не потеряет сознание.
Помощь находящемуся без сознания ребенку с подозрением на попадание в дыхательные пути инородного тела более сложна, и описывать ее здесь мы не станем; стоит только заметить, что в большинстве случаев необходимо предпринять описанные выше меры по восстановлению дыхания.

Отравление

Отравление - весьма распространенная причина заболеваний и смертности в детском возрасте, в том числе отравление лекарственными препаратами, в частности акамолом, в больших дозах способным привести к разрушению печени, и витаминами с высоким содержанием железа. Соответственно, профилактика несчастных случаев подобного рода предусматривает хранение лекарств и бытовых химикалий вроде моющих средств в месте, для ребенка недоступном.

При малейшем подозрении на отравление – даже при отсутствии тревожных симптомов – необходимо незамедлительно обратиться за медицинской помощью, захватив с собой упаковки веществ, которыми ребенок предположительно мог отравиться. Вызывать у пострадавшего рвоту для удаления ядовитого вещества в настоящее время не рекомендуется.

При наличии типичных для отравления симптомов – рвоты, сонливости, нарушения дыхания – следует немедленно вызвать скорую помощь. (См. также включенную в эту брошюру статью об отравлениях).

Судороги от перегрева

Судороги, вызванные чрезмерным теплом, наблюдаются у каждого двадцатого ребенка в возрасте от полугода до шести лет. Как правило, судороги длятся не более 5 минут, и хотя явление это не опасно и деятельности мозга не угрожает, при первом случае подобного рода следует немедленно вызвать скорую помощь либо доставить ребенка в ближайший приемный покой.

При необходимости малыша следует перенести туда, где во время приступа он не сможет причинить себе вреда, и удалить потенциально опасные предметы. В случае рвотных позывов необходимо уложить ребенка на бок – для предотвращения удушья.

Резюме

Когда жизнь ребенка подвергается опасности, а специалиста поблизости нет, ответственность за определение степени опасности, вызов скорой помощи  и оказание первой помощи ложится на родителя или другого находящегося поблизости взрослого. Во многих случаях от подобных действий зависит жизнь человека.

Повышение уровня знаний населения об основах оказания первой помощи значительно увеличивает шансы пострадавших на выживание – даже при инфаркте. Лет двадцать назад проживавшие в Сиэттле моряки развернули кампанию по обучению горожан основным принципам проведения искусственного дыхания, благодаря чему число случаев благоприятного исхода в различных экстремальных ситуациях возросло в четыре раза. Посему нет сомнений в том, что, предприняв несложные действия, можно существенно снизить риск, которому подвергаются дети, причем эффективнее всего - профилактика. Предотвращение несчастных случаев предусматривает принятие мер безопасности на дорогах, дома и на игровой площадке.

Информацию о необходимых мерах предосторожности можно получить из многих источников, в частности на сайте центра “Бетерем” . Кроме того, важно научиться своевременно распознавать опасность и своевременно же обращаться за помощью.

Служба скорой помощи “Маген Давид Адом” помогает каждому овладеть навыками искусственного дыхания и первой медицинской помощи. А также предлагает всем заинтересованным самые разнообразные курсы, в их обучение искусственному дыханию для младенцев в центрах здоровья ребенка “Типат халав”.

Напоследок перечислим основные принципы искусственного дыхания детям.
1.Предотвращение несчастных случаев.
2.Своевременное распознавание ситуаций опасных для жизни.
3.Своевременное обращение за медицинской помощью и – в случае необходимости – немедленный вызов скорой помощи (“МАДА”).
4.Овладение знаниями и навыками проведения искусственного дыхания – для каждого человека, на попечении которого находятся дети.