Пт, 16 ноября 2018
Гиперактивность и дефицит внимания в младшем школьном возрасте

Гиперактивность и дефицит внимания в младшем школьном возрасте

Гиперактивность и дефицит внимания в младшем школьном возрасте 

 

Признаки гиперактивности и лечение

 

Гиперактивность и дефицит внимания (Attention Deficit Hyperactivity Disorder, ADHD) –распространенное поведенческое расстройство, характерное для детей. По статистике, в США от этого расстройства страдают 10% мальчиков и 4% девочек. В настоящей статье рассматриваются признаки, диагностика и методы лечения ADHD.

 

Три основных симптома ADHD - гиперактивность, невнимательность и импульсивность. Наличие хотя бы одного из этих симптомов препятствует нормальному развитию ребенка и ведению им нормального образа жизни и требуют вмешательства специалиста.

 

Согласно указаниями американских психиатров (DSM IV), диагноз ставится на основе наличия нескольких параметров.

 

Диагноз «дефицит внимания» ставится при проявлении в течение как минимум полугода не менее шести из следующих признаков:

 

·        ребенок не способен сконцентрировать внимание на деталях - например, не обращает внимания на изменение указаний в процессе выполнения задания;

 

·        ребенок не может сосредоточиться на выполнении заданий, требующих продолжительной концентрации внимания, - например, домашних заданий, хотя, занимаясь тем, что ему нравится, ребенок может быть более внимательным);

 

·        ребенок слушает, но не слышит, то есть пропускает все мимо ушей;

 

·        ребенок не выполняет инструкций и не доводит задания до конца;

 

·        ребенок испытывает сложности с организацией своей деятельности - он может выполнять задание с одной инструкцией, однако с несколькими указаниями подряд не справляется;

 

·        ребенок старается избегать выполнения заданий, требующих умственного напряжения;

 

·        ребенок часто теряет вещи, необходимые для выполнения заданий и повседневной деятельности;

 

·        ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители;

 

·        ребенок нередко проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

При наличии у ребенка серьезных проблем с поведением лечение должно начинаться дома.

 

 

Диагноз «гиперактивность и импульсивность» ставится при проявлении в течение как минимум полугода не менее шести из следующих девяти признаков:

 

·        ребенок постоянно вертится на стуле или встает со стула;

 

·        ребенок встает тогда, когда должен сидеть, - например, ходит по классу во время урока;

 

·        ребенок постоянно бегает и пытается забраться в то или иное место в неподходящих ситуациях;

 

·        ребенок не способен тихо играть;

 

·        ребенок ведет себя чересчур активно;

 

·        ребенок болтлив;

 

·        ребенок начинает отвечать на вопрос, не дослушав до конца;

 

·        ребенок не может дождаться своей очереди, когда того требует ситуация;

 

·        ребенок мешает другим, вмешиваясь в их разговор или в игру.

 

 

При наличии шести и более симптомов дефицита внимания ставится диагноз «ADHD c преимущественным расстройством внимания». При наличии у ребенка шести и более основных признаков гиперактивности и импульсивности ставится диагноз «ADHD с преимущественным гиперактивным расстройством». При наличии шести симптомов нарушения внимания и шести признаков гиперактивности ставится диагноз «комплексное ADHD с нарушением внимания и гиперактивностью». Следует заметить, что те или иные симптомы, как могут засвидетельствовать все родители, проявляются у каждого ребенка - нарушение же определяется в зависимости от силы и продолжительности проявления этих симптомов. Для постановки диагноза нарушения поведения должны носить ярко выраженный характер в течение полугода или более.

 

Немаловажно также, проявляются ли поведенческие проблемы в разной обстановке - дома, в школе, в детском саду, во время занятий в кружках - и в какой степени. Если у ребенка наблюдаются все перечисленные признаки, но выраженного характера они не носят, то о наличии ADHD говорить нельзя, и необходимости в лечении этого синдрома нет.

 

Основные жалобы, вынуждающие родителей или учителей отправлять ребенка к специалисту, - это плохая успеваемость, нарушения дисциплины во время урока, невнимательность во время занятий и проблемы с общением или поведением. Определить у ребенка гиперактивность и импульсивность воспитатели и учителя могут в раннем возрасте, поскольку дети с подобными нарушениями часто мешают на уроках, а дефицит внимания зачастую сопровождается снижением успеваемости.

 

Впрочем, AHDH проявляется не только вышеперечисленными признаками - все гораздо сложнее. Как показывают исследования, у 30-80% детей, страдающих ADHD, есть и другие проблемы. Нередко такие дети испытывают трудности с учебой, у них наблюдаются нарушения чтения, письма и счета. А потому для большей эффективности лечение должно быть направлено и на исправление нарушений внимания, и на решение проблем с учебой.

 

Все остальные сопровождающие ADHD проблемы так или иначе связаны с поведением. Очень часто дети с синдромом гиперактивности демонстрируют непослушание и агрессию - у них случаются частые вспышки гнева, они постоянно спорят со взрослыми и отказываются выполнять указания старших, они склонны сваливать свою вину на других и очень чувствительны к замечаниям.

 

Более серьезным нарушением считается расстройство поведения (conduct disorder) с признаками наличия криминальных наклонностей. Чем серьезнее поведенческие проблемы, тем сложнее справиться со всем спектром симптомов дефицита внимания и гиперактивности и тем менее оптимистичен прогноз на будущее.

 

Нередко дети с этим синдромом испытывают тревогу, у них часто бывает плохое настроение, они переживают депрессию.

 

 

Диагностика и лечение ADHD

 

 

Для составления максимально полной картины состояния ребенка процесс диагностики должен состоять из нескольких этапов.

 

Беседа с родителями позволяет получить информацию о составе семьи ребенка, его окружении, истории рождения, истории болезни и истории развития и установить причины обращения к специалисту. Важно также собрать информацию об описанных выше сопутствующих проблемах.

 

Беседа с ребенком. Очень важно привлечь к процессу постановки диагноза самого ребенка - вне зависимости от его возраста, - выслушать его мнение о собственным поведении и узнать о его проблемах, надеждах и желаниях

 

Использование структурных анкет. Анкеты с вопросами, связанными с расстройством внимания и гиперактивностью, должны заполнить родители и учитель. Дети от 12 лет заполняют особые опросные листы самостоятельно.

 

Получение сведений из школы об успеваемости.

 

Общий и неврологический осмотр.

 

Заключение обсуждается с родителями. Врач должен разъяснить им основания постановки диагноза и рассказать о серьезности расстройство внимания и методиках лечения этого синдрома.

 

 

Существует ли необходимость в использовании для диагностики ADHD компьютерных методов вроде теста TOVA? Вопрос не праздный: в последние годы диагноз иногда ставится только на основании компьютерного тестирования. Это неправильно - точно так же неправильно назначать ребенку лечение, основываясь только лишь на результатах компьютерной диагностики. Компьютерный метод - дополнительный, и в большинстве случаев он необязателен.

 

Компьютерная диагностика может помочь в том случае, если у ребенка наблюдается расстройство внимания и концентрации без гиперактивности, если эффективность медикаментозного лечения вызывает сомнения, если диагноз не ясен и если требуется дополнительная информация. Впрочем, после проведения диагностики рассмотреть возможность использования компьютерного метода стоит в любом случае.

 

К программе коррекции поведения, разрабатываемой после постановки диагноза, следует привлечь школу. Хотя повлиять на поведение ребенка взрослые могут еще до обращения к специалисту. Прежде всего, родители и педагоги должны проверить, нет ли у ребенка проблем с обучением. При наличии таковых преподаватели и школьный консультант должны немедленно разработать план оказания школьнику помощи в учебе. В некоторых случаях для этого требуется дидактическое тестирование, которое позволяет выявить сильные и слабые стороны ребенка и разработать программу обучения в соответствии с ними. Иногда помощь в учебе сама по себе приводит к изменениям поведения, и тогда дополнительная терапия не требуется. Положительное влияние могут также оказать изменения в классе - например, пересаживание ребенка поближе к учителю, удаление от провоцирующих факторов, увеличение числа зрительных контактов со школьником, а также словесная поддержка.

 

Родители должны осознавать, что именно на них лежит самая большая ответственность и возможность справиться с проявлениями дефицита внимания и сопровождающими проблемами. При наличии у ребенка серьезных проблем с поведением лечение должно начинаться дома. Родителям необходимо освоить основные методы исправления поведения. Поведенческая терапия дома и в школе может быть весьма эффективной, и в сочетании с помощью психолога шансы на улучшение состоянии очень велики. Существенную помощь можно получить также на занятиях в группе поддержки для родителей детей, страдающих ADHD. Именно родители должны координировать действия всех участников наблюдения  и следить за процессом лечения.

 

 

Медикаментозная терапия назначается по мере необходимости. Если симптомы дефицита внимания и гиперактивности носят чрезмерно выраженный характер, это означает необходимость применения лекарств. Назначение лечебных препаратов производится после постановки диагноза. Точнее, врач рекомендует лекарства, однако окончательное решение принимают родители вместе с ребенком. При отказе от лекарств ответственность родителей за контроль над процессом лечения и использование перечисленных выше методов возрастает.

 

Родители не должны забывать о том, что ADHD - хроническое расстройство, и быстро оно не проходит. Иногда синдром сохраняется до тех пор, пока ребенок не повзрослеет, и в таком случае он должен ощущать поддержку родителей на протяжении всего этого времени.

 

Д-р Михаэль Давидович, заведующий отделением развития ребенка округа Ха-Шфела и консультант «Маккаби